"...леди Мидлтон, как истинно светская дама, философски смирилась с неизбежным и лишь кротко пеняла мужу не чаще пяти-шести раз на дню".
Пожалуй, ни одно из прочитанных мною произведений не содержит настолько достоверный и качественный перечень тех граждан, от которых я спешу ретироваться при первой возможности. Чувствительная девица Марианна до замужества, изводившая своей тонкой душевной организацией не только соседей, но и горячо любимых мать и сестёр. И ведь неглупая девушка, но страсть как обожающая потакать своему воображению и его плодам, отказываясь признавать право на существование за чем-то иным, кроме своих взглядов, а её демонстративное пренебрежение к соседям едва ли лучше их вульгарности.
Особую страсть у меня вызывают обыватели вроде мистера и миссис Джон Дэшвуд. Так рьяно пекущиеся о приличии, в целом вежливые люди, не выгнали ведь из дома вдову с тремя дочерьми, но не желающие видеть что-либо ещё, кроме своего семейства. А уж как они во главу угла благополучие своего отпрыска ставят, прикрывая самые лицемерные порывы желанием позаботиться о будущем ребёнка... И искренняя уверенность мистера Дэшвуда, что он поступил по отношению к своей мачехе и сводным сёстрам самым достойным образом... И целенаправленное шипение миссис Джон Дэшвуд против родни мужа, считая их недостойными своего окружения... А ведь у мистера Дэшвуда иногда случаются приступы совести, но он предпочёл задавить в себе благие порывы, сделав свой выбор в пользу якобы благополучия семьи. Даже не знаю, кто из супругов отвратительнее.
А этот прелестный повеса Уиллоби, по-хлестаковски срывающий цветы удовольствия, имевший возможность получить всё, как деньги, так и брак с любимой девушкой, но из-за собственного малодушия и непорядочности, желания хоть немного себя ограничить и подумать о других, так и не состоялся как человек.
Миссис Феррарс, пусть и уступает в яркости образа леди Кэтрин, всё же впечатляет собственническим отношением к сыновьям. Нежная маменька, не отнимешь.
Чуть менее примечательны Палмеры. Всё-таки они куда душевнее. Как бы мистер Палмер ни брюзжал, царственно вымещая своё раздражение из-за неудовлетворённости семьёй на окружающих, он предоставил свой дом заболевшей Марианне, окружив девушку всяческой заботой. Как, впрочем, и миссис Дженнигс. И всё же они замечательно подтверждают, что одного лишь добродушия маловато, если это самое добродушие сопровождается бестактностью, вульгарностью, назойливостью и совершенным нежеланием понять и думать.
А эти неподражаемые мисс Стил, так напоминающие декларации МТВ... Что там любовь, главное, чтобы имелся душка-кавалер! Второй лозунг воплощает младшая мисс Стил, умело завоёвывающая расположение тех, чья милость ей выгодна. Не выдержав тест на нравственность, младшая мисс Стил теряет прекрасного человека Эдварда, чья порядочность позволяет считать его одним из самых высоконравственных персонажей у Остен. Не заслужила Люси любовь, пусть и дано богатство, дома счастья нет.
У Остен отношения испытания, а любовь награда.
@темы:
Книги,
Точка зрения